Антон Юрьевич (antozha) wrote,
Антон Юрьевич
antozha

Categories:

Большая ложь, маленькие зарплаты и статистика

Для осуществления любых макроэкономических расчётов необходимо иметь достоверную статистическую информацию.
В этом посте хочу обратить внимание на российскую статистику зарплат.

По данным Росстата, доля «оплаты труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами)» в ВВП в 2013 – 2016 гг. колебалась от 44% до 50%. В 2015 г. сумма этой оплаты труда составила 37 471 млрд руб., что соответствует начисленной зарплате не менее чем 28 824 млрд. руб.
(с учётом регрессивного налогообложения).
Сопоставляя данные о средней заработной плате за 2015 г. в 33,8 тыс. руб. [Росстат 8-20] с численностью официально работающих по договорам найма [Росстат 1-41], получаем годовой фонд оплаты труда (без учёта взносов в социальные фонды) в размере 25845 млрд руб. Нестыковочка выходит?

Смотрим дальше. В соответствии с отчётом Федерального казначейства «Об исполнении консолидированного бюджета субъекта российской федерации…» [Казначейство, Отчёт] общие поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2015 г. составили 2807,8 млрд руб., что соответствует налоговой базе в 21 598 млрд руб., причём в эту сумму входит и НДФЛ с дивидендов, от продажи имущества и проч. (можно считать, что влияние этих компонентов на налоговую базу сравнительно невелико; так, сумма дивидендов, выплаченных российскими корпорациями за 2015 г. составляет около 1,5 трлн руб., из которых значительную долю получило государство и иностранные инвесторы).

Представляется, что данные казначейства наиболее точным образом отражают ситуацию с доходами физических лиц. Хотя Росстат и признает, что «ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, … не является самостоятельным, поскольку … часть показателей исчисляется балансовым методом», для нас остается совершенно неясным, как Росстат вывел величину средней заработной платы в 2015г. в 33,8 тыс. рублей
. Иными словами, расчёты по данным Федерального казначейства показывают, что данные Росстата о средней зарплате являются завышенными.

С официальными данными по средней заработной плате согласованы данные по децильному распределению зарплат. Следовательно, децильное распределение также показывает завышенные доходы.

Расхождения в оценках оплаты труда сохраняются и в более поздних периодах. Согласно [Казначейство, отчет 2016] НДФЛ с доходов наемных работников составил 2,879 трлн руб., что соответствует налоговой базе в 22,1 трлн руб., тогда как при численности наемных работников около 67,1 млн человек [Росстат Сборник 30] и средней зарплате в 36,7 тыс. руб., ФОТ должен был бы составить 29,6 трлн. руб.

Нам представляется, что большая часть расхождений в оценке средней заработной платы обусловлена неадекватной оценкой численности работающих. Сумма официальных доходов физических лиц более или менее достоверно известна по данным налоговой отчётности, тогда как численность работников Росстат оценивает сплошным порядком только по крупным, средним и бюджетным организациям, остальные (находящиеся в легальном поле) охватывает только выборочными наблюдениями. В результате чиновники не имеют представления о занятости [Голодец не знает], заявляя, что легально работают только 48 млн человек. Если поделить фонд оплаты труда по "налоговым" данным на численность "известных Голодец" работников, получим 38,4 тыс. руб. в месяц, что более или менее соответствует данным Росстата о "средней" зарплате. И это, кстати, сразу отвечает на сомнения "может быть росстат учитывает теневые зарплаты": нет, во всяком случае - не при расчёте средних.

Любопытно, что Росстат публикует ещё один показатель, трудоотличимый от "средней зарплаты": "
Оценка среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (оценка среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" [Росстат Оценка]. Интересно, что данный показатель появился в рамках деятельности по исполнению "майских указов" (об этом прямо говорится в методике его расчёта), которыми зарплата бюджетников была привязана к средней по регионам. За 2016 г. этот показатель "средней зарплаты" составил 32,7 тыс. руб., на 10% меньше, чем "просто средняя зарплата": такая величина получилась бы при делении ФОТ на 56 млн. человек, что примерно соответствует численности "занятых в формальном секторе", т.е. численности персонала юридических лиц (здесь надо понимать, что "неформальный сектор" в разумении Росстата - это вполне легальный бизнес, осуществляемый без образования юридического лица, включая всех ИП и их персонал). Разумеется, использование этой величины облегчит "выполнение" указов.

С данными Росстата о численности наемных работников согласуются данные налоговых органов [ФНС: 5-НДФЛ], поэтому стоит исходить именно от численности наемных работников в 67,1 млн человек, с заработных плат которых платятся налоги, и от суммы их официальных зарплат. Часть работников, учтённых ФНС, могла отработать не полный год: это начинающие и заканчивающие трудовую деятельности, учащиеся на сезонных работах и т.д., но в целом доля таких людей невелика.

Разделив налоговую базу по НДФЛ на число наемных работников, мы получим 28,5 тыс. руб. - что и является реальной средней зарплатой в РФ за 2016 г.  Отметим, что эта величина может оказаться немного занижена из-за завышения числителя по описанным выше причинам.

Не лишено интереса то обстоятельство, что с найденной нами цифрой согласуются и публикуемые Сбербанком РФ данные о средней зарплате [Сбербанк opendata]

Ещё хуже выглядит статистика заработных плат в бюджетном секторе: в разных отчётах Росказначейства данные по ней разнятся от 3585 до 7797 млрд. руб. (ср. [Казначейство, Отчет] и [Казначейство, Статистика]). Министерство финансов не располагает информацией (или, во всяком случае, не публикует её) о реальных расходах бюджета на заработную плату. Агрегирование данных Росстата о распределении зарплат бюджетников даёт ровно среднюю цифру между двумя приведёнными, что как бы намекает на "методологию" этого органа.

Кажется достаточно очевидным, что игнорирование статистических искажений сведёт любые "зарплатные" расчёты к GIGO.


1.     Росстат 8-20 – Распределение общей суммы начисленной заработной платы и средняя заработная плата по 10-процентным группам работников организаций // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/IssWWW.exe/Stg/08-20.doc
2. Росстат 1-41 – Численность работающих по найму на основной работе по видам договора // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/IssWWW.exe/Stg/01-41.doc
3. Казначейство, Отчёт – Казначейство РФ. Отчёт Федерального казначейства «Об исполнении консолидированного бюджета субъекта российской федерации за 2015 г. // http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/
4.  Казначейство, Отчёт 2016, http://www.roskazna.ru/upload/iblock/6b9/byudzhety_subektov_rf.zip
5. Росстат Сборник - Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы)/ Статистический  сборник, 2016 г. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rab_sila16.pdf
6. Голодец не знает - https://www.opentown.org/news/7138/
7. ФНС: 5-НДФЛ - https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/5ndfl2015.xlsx

8. Росстат Оценка - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/ocenka-doxod.htm
9.  Казначейство, Статистика – Казначейство РФ. Статистика государственных финансов за 2015 г. // http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/statistika-gosudarstvennykh-finansov-rf/
10. Казначейство, Отчёт – Казначейство РФ. Отчёт Федерального казначейства «Об исполнении консолидированного бюджета субъекта российской федерации
за 2015 г. // http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/

11. Сбербанк opendata - «Большие данные» Сбербанка http://www.sberbank.com/ru/opendata
Tags: наука, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments